Почем опционы для народа

У крупных российских компаний появилось новое модное увлечение - опционы для сотрудников, ставшие уже привычным явлением на Западе и особенно в США. Этот простой и эффективный способ мотивации персонала, как выяснилось, может оказать существенное влияние не только на рынок труда, но и на фондовый рынок. Особенно когда опционы внедряют такие компании, как "Газпром", "ЮКОС" и "ВымпелКом".

Общий смысл опционных программ заключается в том, что компания обязуется через определенный срок продать сотруднику свои акции по заранее определенной цене. Если к сроку реализации опциона рыночная цена акций компании превысит фиксированную, сотрудник выкупает их и получает свой доход от роста капитализации компании. Выкуп акций может быть ограничен и дополнительными персональными условиями.

Как заработать на капитализации

Среди крупных российских компаний первые опционные программы уже реализовали "ЮКОС", "ВымпелКом", группа IT-компаний IBS. Опционную программу для своих менеджеров сейчас готовит даже такой консервативный гигант, как "Газпром". Хотя сама программа, разработанная при участии PricewaterhouseCoopers, должна утверждаться на ближайшем заседании совета директоров "Газпрома", "Ведомостям" удалось узнать некоторые ее детали. По словам руководителя одного из финансовых подразделений компании, под опционы выделено 50 млн акций (это 0,21% уставного капитала), которые достанутся счастливчикам по цене 16 руб. за акцию (вчера средневзвешенная цена акций "Газпрома" на МФБ составила 15 руб.). Продавать акции сотрудникам будет специально созданная для этого компания под названием "Акционирование работников газовой отрасли" (АРГО). Первый транш будет распределен только среди менеджеров - от высших руководителей до начальников отделов (всего около 1000 - 1500 человек). Они смогут через год реализовать свои опционы при условии достижения компанией определенных финансовых показателей, а также снижения издержек. Не секрет, что большинство топ-менеджеров "Газпрома" из команды Рема Вяхирева приобрели акции компании еще при приватизации, но благодаря опционному плану получить доход от роста капитализации "Газпрома" смогут и новые менеджеры из команды Алексея Миллера.

Первопроходцы

Дальше всех в опционном деле продвинулись нефтяная компания "ЮКОС" и оператор сотовой связи "ВымпелКом". "ЮКОС" еще в 1998г. провел первую опционную программу для более чем 1000 своих руководителей, включая менеджеров среднего звена. "Когда я получил опцион, безусловно, изменилось и отношение к компании, - говорит директор по персоналу НК "ЮКОС" Сергей Горьков, один из участников первой программы. - Ты начинаешь понимать, как твоя деятельность связана с положение акций на фондовом рынке. Кроме того, приятно также и признание результатов твоего труда". Но эта программа, как объясняет Горьков, была лишь "пробой пера", и опционы были исполнены уже через год. Назвать свой доход менеджер отказался, но, по оценке аналитика "НИКойла" Геннадия Красовского, он мог составить до 200%.

В сентябре - октябре этого года "ЮКОС" планирует снова наделить опционами 1500 своих сотрудников, в том числе инженеров и даже рабочих. Для этого проекта компания выделит до 85 млн акций (3,8% от выпущенных). Некоторые из сотрудников "ЮКОСа" также могут быть премированы бесплатными акциями "под условием", но до выпуска опционов в компании отказались подробно объяснять эту систему.

В "ВымпелКоме" опционная программа действует уже полгода, но только для высших менеджеров. Она отличается от "юкосовской" еще и тем, что при реализации опциона акции остаются в собственности компании, а обладатель опциона получает лишь доход от роста котировок акций. Как сообщил первый вице-президент "ВымпелКома" Николай Прянишников, первый транш опционов с выплатами в течение трех лет распределен советом директоров среди нескольких высших руководителей компании. Первая выплата - через год, но за один раз можно получить прибыль не более чем от трети акций. Количество акций "ВымпелКома", выкупленных для обеспечения программы на Нью-Йоркской бирже, компания сообщить отказалась.

По словам Прянишникова, ставшего участником опционной программы, при распределении опционов с каждым из менеджеров заключался индивидуальный контракт, в котором оговорены условия пользования опционами. Опционы могут быть исполнены только в том случае, если топ-менеджер выполнил в срок оговоренные в контракте задачи.

"Я, конечно, целиком человек корпорации, но и я не являюсь бессребреником, - говорит Прянишников. - И эти опционы - очень правильная стимулирующая мера. Получается, что если корпорации хорошо, то и мне хорошо. Если же капитализация не растет, то нет и дополнительного дохода".

Дело будущего

Интересная опционная программа проводится в IT-холдинге IBS. Его акции еще не котируются, но, как рассказал директор по персоналу IBS Леонид Забежинский, в конце прошлого года и в августе 2001г. среди более чем 30% сотрудников компании были распределены уже два транша опционов. С каждым из "награжденных" подписан контракт, определяющий условия получения прибыли в случае выхода компании на фондовый рынок. "Меня внезапно вызвали к руководству и попросили подписать контракт. Я получила опцион. Это было очень приятно, - рассказывает менеджер одного из подразделений компании. - В нашей компании люди борются за то, чтобы попасть на доску почета. То же самое и с опционами. Их распределение имеет сильное стимулирующее воздействие, хотя получить их можно будет, только когда компания выпустит IPO". Для опционной программы пришлось проводить экспертный расчет стоимости компании. Пока в IBS не берутся называть точные сроки выхода на фондовый рынок, но предварительное распределение опционов должно мотивировать сотрудников на более усердную работу уже сейчас. "Некоторые из них, получив опционы, выражают благодарность, - говорит Забежинский. - Некоторые - нет. Но я надеюсь, что чувство еще большей связанности с компанией есть у всех".

Рынок ждет

Между тем даже само наличие опционных программ может повысить инвестиционную привлекательность компании, а следовательно, и ее котировки. По словам Николая Прянишникова, некоторые потенциальные инвесторы на Нью-Йоркской бирже говорили ему, что согласятся купить акции "ВымпелКома", если менеджерам компании предложат опционы. Инвесторам из-за океана сложно определить лояльность российских менеджеров и степень их заинтересованности в росте стоимости компании. Если же у менеджеров есть опционы, то это гарантия их лояльности акционерам.

"Очень важно, что опционы приводят к тому, что интересы менеджеров и акционеров начинают совпадать. - говорит и Геннадий Красовский из "НИКойла". - Введение опционной системы на нашем рынке может привести не только к переоценке деятельности компаний, но и к переоценке ее акций". Налоговый менеджер компании PricewatehouseCoopers Карина Худенко также отмечает, что опционы - один из способов вложения личных доходов в акции компаний. И не исключено, что рост частных инвестиций на фондовом рынке начнется именно с таких "акционированных" сотрудников.

Однако и сам фондовый рынок, особенно если он малоликвидный, как в России, может не оправдать надежды держателей опционов. Даже если они приложили все усилия для капитализации компании, их могут свести на нет внешние факторы. "Стимулирование менеджеров через котировки необходимо. Однако есть проблема в эффективности рынка, - говорит Стивен Дашевский, главный аналитик ИК "АТОН". - Ведь даже на гораздо более эффективном американском рынке за один день акция может упасть на 200%, потому что в Нью-Йорке взорвали небоскребы. И тогда пропадает смысл такого инструмента, как опционы". По его мнению, вознаграждение менеджеров должно зависеть не только от котировок акций, но и от эффективности использования капитала во вверенном менеджеру подразделении.

Хорошие люди дорогого стоят

Карина Худенко из компании PricewatehouseCoopers, помогавшей разрабатывать опционные программы "ЮКОСа" и "Газпрома", видит несколько причин введения опционов в российских компаниях. Во-первых, многим из них нужны менеджеры, умеющие увеличивать капитализацию, а лучший способ привлечь таких людей - допустить их до участия в капитале. Во-вторых, количество сильных топ-менеджеров на рынке труда ограничено, и компании таким образом стараются удержать людей.

Первый вице-президент "ВымпелКома" Николай Прянишников смысл опционов объясняет так: "Теперь менеджеры следят за стоимостью акций. И это очень важный психологический момент. Ведь капитализация - критерий успеха и неуспеха. Кроме того, таким образом мы удерживаем лучших сотрудников от перехода в другие компании". Практически то же самое сказал "Ведомостям" и один из высших руководителей "Газпрома".

По словам Худенко, в США, где опционы наиболее распространены, соотношение стоимости предоставляемых опционов и годовой зарплаты достигает 100%, а в Европе, как правило, не превышает 50%. В России, оказывается, может быть не хуже. По словам того же Прянишникова, в "ВымпелКоме" годовая выплата по опционам при особенно ценных результатах работы также может доходить до уровня годовой зарплаты.

Введение опционов в крупных отечественных компаниях заметно повлияет на рынок труда. По мнению управляющего партнера российского отделения хедхантингового агентства Korn/Ferry Сергея Сердюкова, это сближает наш рынок с западным и если одни компании введут опционы, то потом это вынуждены будут сделать и другие. Возможно, это поможет привлечь на российский рынок труда больше опытных западных менеджеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий